Обзор Bausch & Lomb Optical Co. Baltar 100mm f2.3

06/19/2015 - 11:15
Baltar 100mm f2.3

Bausch & Lomb Optical Co. Rochester N.Y. U.S.A. Baltar 100mm f2.3 — киносъемочный светосильный фикс объектив. Расчитан на средний формат. Выпускался в 40-60-х годах прошлого столетия.

Bausch & Lomb Optical Co. — американская фирма-производитель первоклассной оптики. Она производила самое качественное оптическое стекло на западном полушарии. До второй мировой войны тесно сотрудничала с Carl Zeiss и выпускала объективы по ее патентам.

Мне было трудно поверить, но судя по серийному номеру UF691, мой объектив изготовлен в 1942 году. В то время, как в Европе полным ходом шла война, США уже выпускала такие светосильные объективы, к тому же с просветлением.

Объективы Baltar относятся к премиум классу киносъемочной оптики. Такими объективами снимали многие известные фильмы в США в 40-60-х годах прошлого века.

Zeiss Biotar схема

Оптическая схема объективов Baltar — 6 линз в 4 групах. Поскольку Bausch & Lomb тесно сотрудничала с Carl Zeiss и использовала ее патенты на производство объективов, я допускаю, что это цейсовская схема Biotar. Рассчитанная в 1939 году, как раз для киносъемочных объективов.

В то время в киноиндустрии еще не устоялись стандарты пленки, и Bausch & Lomb выпустила объектив, который бы крыл самый большой на то время киноформат пленки — 70 мм. Поэтому эти объективы без проблем можно устанавливать на среднеформатные фотоаппараты. На Ebay можно увидеть много таких переделанных объективов Baltar с разными геликоидами и хвостами. Эти объективы очень ценятся, поскольку имеют выдающиеся оптические характеристики.

Известно что эти объективы имеют несколько версий просветления. Которые маркировались цветными точками на кольце возле названия.

По наблюдениям я выделил следующее:

Желтая точка 1942-1944 годы
Желтая и пурпурная точки 1945-194? годы

К сожалению, мне не удалось найти информации о том, что они означают.

В 1956 году (может раньше) точки исчезли с маркировки.

В 1965 году Bausch & Lomb представила новую линейку объективов — Super Baltar. Cущественно изменился дизайн оправы и механическое качество. Надпись названия у них была уже сбоку оправы. По заявлению компании объективы Super Baltar были оптически лучше своих предшественников, благодаря новым технологиям изготовления стекла.

 

Конструктив и эргономика Baltar 100mm f2.3

Мой экземпляр имеет оправу типа «зебра». Резьба под светофильтр 58 мм. Он переделан под байонет «В» народными умельцами, доннором выступил Индустар-29, с которого взят хвост с байонетным креплением.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3

Вес моего  экземпляра 575 г, длина 78 мм. При фокусировке на МДФ длинна увеличивается на 18 мм.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3

Переделан под байонет В.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3

Диафрагма закрывается плавно и имеет 12 лепестков, что приближает ее форму к кругу. Кольцо маркировано значениями 2.3-2.8-4-5.6-8-11-16. Но ее можно закрывать и дальше, до полного предела.

Геликоид вращается более чем на 360 градусов. Что позволяет осуществлять плавную наводку на резкость, это хорошо для видеосъемки.

Передняя линза не вращается. На моем экземпляре не было цветных точек-маркировок просветления, возможно они со временем стерлись, или их вовсе не было.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 установка на Nikon

Мой Baltar серьезно и стильно смотрится на камере, по винтажному.

 

Примеры, снятые объективом Baltar 100mm f2.3

Все примеры сняты камерой Nikon D3100. Экспорт из RAW без постобработки.

 

Резкость Baltar 100mm f2.3

На открытой диафрагме объектив имеет портретную резкость. И никакого мыла. Слегка заметны сферические аберрации. Рисунок умеренно мягкий и воздушный.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

Далее с прикрытием диафрагмы резкость повышается. С f/ 2.8 можно снимать репортажи, резкость уже достаточная.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2.8

C f/ 4 уже резок как бритва. После f/ 8 наблюдается снижение резкости.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 4

Вообще-то объектив среднеформатный, и имеет разрешение, характерное среднеформатным объективам — чуть меньше чем у малоформатных.

 

Рисунок и боке Baltar 100mm f2.3

Объектив имеет рисунок характерный для Биотаров. На открытой диафрагме он получается воздушный и объемный. Очень красивый. С прикрытием диафрагмы он становится резче, воздушность не пропадает но волшебные кружочки в боке становятся малозаметными.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры
f/ 2,3

На открытой показывает фрижинг, который пропадает с f/ 2,8.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

Объектив имеет свойство закручивать фон. Закрутка получается по краям кадра. Но на малом формате большая часть закрутки срезается.

А на среднем формате он его закручивает почти как Гелиос-40 1,5/85.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,8

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,8

 

Контраст и цветопередача Baltar 100mm f2.3

Если сравнивать с современными объективами, он имеет слегка пониженный контраст. Тут сказывается его возраст. Как ни как все же 42-го года. Но объективам с однослойным просветлением 70-х годов фору дает.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,8

Если надевать бленду и не пускать в кадр контровой свет, то вполне нормально работать.

В контровом свете искажаются цвета кожи, они становятся серыми.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

Пример искажения цвета в контровом свете.

Во всем остальном цветопередача нормальная.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

 

Выводы:
Bausch & Lomb Optical Co. Baltar 100mm f2.3 — очень интересный объектив. Любителям снимать портреты он прийдется по вкусу.

Bausch & Lomb Baltar 100mm f2.3 примеры

f/ 2,3

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями.




Добавить комментарий