Фокус стэкинг. Увеличение ГРИП при макросъемке с помощью Photoshop

11/23/2015 - 17:13
Фокус стэкинг. Увеличение ГРИП при макросъемке с помощью Photoshop

Кто занимается макросъемкой наверняка сталкивался с проблемой малой глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Даже прикрывая диафрагму до значений f/16 не всегда удается добиться равномерной резкости.

Но что делать, если она необходима? Закрыть диафрагму до значений f/32? Но тогда мы существенно теряем резкость из-за наступления дифракции, и получаем почти тот же эффект, если мы просто отойдем чуть дальше при f/16, снимем предмет меньшим и скадрируем.

Решить эту задачу можно программным путем, при постобработке. Нужно снять предмет с наведенной резкостью на разных частях предмета, и потом склеить все фотографии, оставляя из них наиболее резкие участки.

Данный метод широко применяется при макросъемке и называется фокус стэкинг (Focus Stacking).

Итак, перейдем к практике
Передо мной стояла задача снять фигурку солдата на лыжах, который поднял лыжную палку. Мне нужно было получить одинаковую резкость как на лице лыжника, так и на кончике палки. Сама фигурка имеет высоту примерно 4 см, и длинну около 7 см вместе с вытянутой палкой.

Фотографии сняты фотоаппаратом Nikon D3100 с макрообъективом Nikon Micro-Nikkor 55mm 1:2.8. Параметры съемки: f/11 1/6 ISO 100.

 

Этап 1. Снимаем предмет с наведенной на разные участки резкостью

Для удобства наводки на резкость я использовал макрорельсу. Макрорельсу, с прикрученным к ней фотоаппаратом я установил на штатив. Далее, выбрав нужный ракурс навел объективом резкость на лице фигурки.

В принципе для этого можно обойтись и без макрорельсы, но тогда при фокусировке на разных дистанциях, те фотографии у которых фокус наведен ближе будут немного темнее чем те, где фокус дальше. Связано это с тем, что чем ближе дистанция фокусировки, тем дальше задняя линза отодвигается от матрицы, и соответственно при этом падает светосила. С макрорельсой же мы сохраняем одинаковую дистанцию задней линзы до матрицы, и фокусируемся перемещанием фотоаппарата.

Делаем первый кадр.

Фокус стэкинг фокус на лице

Сам лыжник в фокусе, а вот его рука и палка размыты. Рука отдалена от лица примерно на 1,5 см. Отъезжаем макрорельсой на это расстояние и делаем снимок.

Фокус стэкинг фокус на руке

На этом кадре в резкости рука лыжника.

Смотрим, что конец лыжной палки находится впереди, примерно на расстоянии еще на 2,5 см от руки. С помощью макрорельсы отъезжаем по шкале далее на 2,5 см и делаем третий кадр.

Фокус стэкинг фокус на конце палки

На этом снимке фокус на конце палки. Наводить фокус с помощью макрорельсы в этом случае удобнее, чем с помощью объектива.

Итак, мы получили три снимка одного и того же ракурса, с наведенной резкостью на разных частях.

Фокус стэкинг. три полученых кадра

Но, посмотрев на все три снимка, мы видим, что поскольку изменялась дистанция фокусировки, композиция также имеет разные масштабы. Но не пугайтесь, это все можно выровнять автоматически с помощью Photoshop.

 

Этап 2. Выравнивание и склеивание фотографий в Photoshop (стэкинг)

Теперь займемся именно фокус стэкингом. Основная трудность состоит в том, что при фокусе на разных частях фигуры, менялась и дистанция фокусировки, а с ней и размер фигурки на фотографии. Нам нужно выровнять размеры, чтобы они были одинаковыми. В этом и состоит основная задача фокус стэкинга.

Есть разные программы, с помощью которых можно решить эту задачу. Мы воспользуемся одним из самых мощных растровых редакторов — фотошопом.

Рассмотрим этот процесс поэтапно:
Открываем в Photoshop наши три фотографии.

Копируем фотографии из открытых файлов в один, для этого выбираем активным нужный файл и нажимаем CTRL+A, потом CTRL+C переходим в первый файл и нажимаем CTRL+V, повторяем то же и с другим файлом. Таким образом получаем три слоя в одном файле.

Фокус стэкинг в Photoshop

Выделяем все три слоя и заходим в Edit → Auto-Align Layers... и выбираем Auto.

Фокус стэкинг в Photoshop

В результате получаем одинаковый размер для всех трех слоев.

4. Теперь нам нужно объединить эти три слоя в одно изображение. Для этого в фотошопе предусмотрена специальная функция Edit → Auto-Blend Layers… и там задаем параметр Stack Images, Но в моем случае это сработало не совсем корректно. Некоторые части фотошоп выбрал не совсем резкими. И я решил сделать склеивание сам вручную.

Для этого выбираем слой, я выбрал второй слой, где в резкости рука и часть лыжной палки. Переходим в режим быстрой маски (клавиша Q) и кисточкой зарисовываем часть изображения, которое в резкости.

Фокус стэкинг в Photoshop

Выходим из режима быстрой маски, и удаляем, все то, что выделено (все что не в резкости).

Тоже самое проделываем и с третьим слоем.

В третьем слое лучшая резкость не только на конце палки но и на передней лыже. Выделяем эти области.

Фокус стэкинг в Photoshop

Выходим из режима быстрой маски. Удаляем лишнее. Состыковываем нашу резкую лыжу из верхнего слоя с нижней нерезкой, для этого делаем слой чуть прозрачным, чтобы было видно нижний слой, и переносим верхний слой, чтобы обе лыжи совпадали.

Для того, чтобы стыковка не бросалась в глаза, выбираем кисть с мягким краем, и обводим границы нашего верхнего слоя.

Фокус стэкинг в Photoshop

Также берем ластик и стираем видимые размытые части нижнего слоя.

Фокус стэкинг в Photoshop

Еще пару косметических правок клон штампом, чтобы «сгладить острые углы» переходов между слоями. Делаем сведение слоев и получаем наше финальное фото.

Фокус стэкинг в Photoshop

На этом фокус стэкинг можно считать завершенным. При необходимости делаем постобработку далее, убираем фон, наводим дополнительно резкость, ретушируем и т.п.

В этом примере рассматривается три кадра, но их может быть и больше, в зависимости от того, насколько широкую ГРИП нужно получить.

А еще получить широкую ГРИП можно при помощи тилт объектива.


Понравилась статья? Поделись с друзьями.