Почему постобработка фотографий обязательна

06/30/2015 - 00:00
Почему постобработка фотографий обязательна

Процесс создания фотографии можно разделить на два этапа. Первый — это получение и фиксация изображения на светочувствительном элементе, будь то матрица цифрового фотоаппарата или пленка.

Второй этап — это получение конечного изображения. Его можно тоже рассматривать в разных стадиях, получение изображения в виде файла, либо на твердом носителе (бумаге и т.п).

Раньше, в доцифровую эру, печать фотографии на бумаге считалось основным способом получить фотографию. Сейчас же может оказаться что фотографии и вовсе не будут печататься, а лишь публиковаться, скажем, на сайте. Поэтому рассмотрение процесса до стадии получения файла может вполне быть достаточным для многих людей. Но этот этап является обязательным.

 

Краткий экскурс в историю фотографии

Первые фотографы для получения изображения использовали химические реактивы, которые часто изготавливали сами. Если рассматривать мокрый коллоидный процесс, то фотограф наносил специальный химический раствор — коллодий на стеклянные пластины и после экспонирования нужно было сразу же произвести химико-фотографическую обработку пластины еще до того, как она высохла.

Таким образом, фотограф непосредственно принимал участь в изготовлении фотографии. Этот способ считался самым гибким — фотограф имел полный контроль над ситуацией, и делал фотографию так, как ее себе задумал.

Процесс проявки считался не менее творческим чем процесс фотосъемки. Но наряду с такими возможностями мокрый коллоидный процесс обладал и существенным недостатком — фотографию нужно было делать сразу после съемки. Поэтому первые фотографы-пейзажисты кроме самой фототехники возили с собой еще и целую фотолабораторию. Как правило на телеге, запряженной лошадьми. Фотография тогда была очень дорогим занятием, и не каждый состоятельный человек мог себе позволить этим заниматься.

Не хочу углубляться в подробности. Скажу кратко — с каждым новым этапом совершенствования печати фотографий происходило облегчение этого процесса и также происходило унифицирование. Теперь фотограф уже не обладал теми широкими возможностями проявки, как на ранних этапах, реактивы и материалы стандартизировались, но взамен этого он получал удобство простоту. Благодаря этому фотография и получила широкое распространение — из-за доступности технологии.

Фотография распространилась среди широких масс фотолюбителей и профессионалов, но вместе с тем и происходит упадок этого вида искусства. Фотографы старой школы были по сути художниками, которые освоили новый вид искусства. Но когда процесс фотопечати стал проще, в эту сферу начали попадать люди, просто стремящиеся заработать на этом. Без особого образования и эстетического вкуса. Фотография превратилась из искусства в ремесло.

Этот этап истории чем-то схож с современным этапом, когда фотоаппараты с ручными настройками диафрагмы и выдержки вытеснили аппараты-автоматы низкого качества с посредственной оптикой (мыльницы). «Просто нажми на кнопку» и вуаля. Конечно, нельзя считать что доступность фотографии это плохо. Но побочный эффект этого явления присутствует, как и во всем остальном.

 

Что же происходило дальше?

А дальше в фотографию пришла роликовая пленка, и сервисы фотопечати. Теперь чтобы получить фотографию, достаточно отснять кассету с пленкой, отнести ее в сервис фотопечати, и забрать готовые фотографии. Супер.

Конечно можно печатать фотографии и самому в темной комнате, что и делали фотографы-профессионалы. Большинство из них не довольствовались  усредненными настройками печатающей машины, они предпочитали индивидуальный подход к каждой фотографии, в связи с авторской задумкой. Такой подход уже больше был похож на искусство.

Большую часть ответственности за получение хорошего качества фотографии взяли на себя производители фотопленок. Они разрабатывали различные виды пленок под разные задачи.

В цифровую эпоху, когда фотопленку вытеснили электронные фоточувствительные элементы (сенсоры), производители фотоаппаратов взяли на себя ответственность за получение качественных снимков. Теперь то, что делала пленка, делает фотоаппарат. А разновидность пленок заменили сюжетные программы.

Камера делает коррекцию полученного с матрицы изображения сама и выдает пользователю конечный результат в виде файла. Человек даже может и не догадываться о существовании этапа коррекции. Фотоаппарат улучшает полученное изображение с матрицы с помощью программы, чтобы большинство фотографий смотрелись лучше. Опять таки, большинство. А это значит, что применяются усредненные настройки. К примеру из ста фотографий восьмидесяти пяти из них такая коррекция подходит, А к остальным пятнадцати может даже и навредить. Но мы, видя уже конечный результат можем этого и не понять. Не с чем сравнивать.

Автоматике свойственно ошибаться и в таких случаях, чтобы скорректировать ошибки автоматики или фотографа, снимок нужно дополнительно корректировать в графическом редакторе.

Поэтому и появился формат RAW. Это сырой снимок с матрицы фотоаппарата, который в последствии подвергается обработке, для получения наилучшего, на взгляд автора снимка, результата. Другими словами это некий аналог пленочного негатива.

обработка фотографий

На фото, пример експорта из RAW в программе Darktable: в левой части  корректирующая кривая отключена, а правой — включена

 

обработка фотографий

А это другое фото с того же места, левая сторона — стандартный экcпорт из Darktable, правая — подтянуты крывые в каналах LAB в редакторе Gimp

 

Возьмем к примеру пейзаж. Часто бывает так, что фотограф видит и представляет одну картину, но потом, смотря снимок видит, что камера передала этот момент совсем не так как он его увидел. И это не удивительно, какой бы интеллектуальной ни была система автокоррекции в камере, она не может прочитать мысли человека и сделать снимок так, как он его себе представляет. Плюс у камеры есть и свои технические ограничения: глубина цвета, динамический диапазон матрицы и т.п.

Поэтому, тем кто серьезно занимается фотографией, необходимо хорошо владеть инструментами коррекции, чтобы уметь доводить фотографию, до желанного результата.

обработка фотографий

Пример експорта из RAW одного и того же кадра с разными кривыми

 

Выводы

Я изложил такой длинный ход мыслей с целью показать, что фотограф должен учитывать не только процесс фотосъемки, но и второй процесс — постобработки.  

Среди некоторых фотографов бытует мнение, что фотография это то, что снял фотограф на фотоаппарат и получил готовый файл, а все что больше, будь то подтягивание контраста в кривых и прочее — от лукавого. На самом деле постобработка также важна. Все таки автором фотографии должен быть фотограф а не камера, которая сделала снимок за него, а он выполнял только роль наводчика.

Я считаю, что даже хороший снимок, полученый из фотоаппарата, можно сделать еще лучше, благодаря коррекции в графическом редакторе.


Понравилась статья? Поделись с друзьями.