Как фотографировать Луну

08/12/2016 - 20:30
Как фотографировать Луну

Я хотел заниматься фотосъемкой ночного неба с тех пор, как приобрел свою камеру. Когда я ее впервые купил, около 5 лет назад, думал что получить стоящие снимки с помощью недорогого оборудования, которое у меня тогда было, будет маловероятно. Только после того, как привык снимать в  мануальном режиме осознал, что ночная съемка абсолютно реальна.

Ночная фотосъемка сводится к технике длительного экспонирования фотографии. Простыми словами это означает, что вы открываете затвор и позволяете свету попадать на матрицу в течение длительного периода времени, вместо стандартного времени открытия-закрытия затвора, как это происходит в режиме «Авто».

Единственное, что необходимо для длительного экспонирования — это понимание основной концепции мануального режима. Это означает — понимать как соотносятся между собой такие понятия как выдержка, диафрагма и ИСО, чтобы получить лучшее изображение.

Экспериментирование с длинной выдержкой позволило мне получать фотографии наилучшего качества, которые я когда либо делал, и пишу я эту статью, чтобы поделиться опытом, как я их делаю.

Цель этой статьи — вдохновить вас выйти на улицу и сделать самим несколько кадров.  Предупреждаю вас — это затягивает.

 

Фотографирование Луны

Начнем с одного из самых простых объектов, которые можно найти на ночном небе — это Луна. Она не требует дополнительного оборудования, кроме цифровой зеркалки и объектива с длинным фокусным расстоянием (или зумом). Если вы хотите сфотографировать лунное затмение, или снимать панорамные ночные пейзажи, то это уже более сложные задачи, и я буду вдаваться в них чуть позже.

 

Оборудование

Зеркальная камера и объектив

В идеале, вы являетесь владельцем цифровой зеркальной камеры или имеете к ней доступ. Если нет, можете купить б/у цифро-зеркалку по доступной цене. Я быстро нашел Canon Rebel T2i/T3is за $300-$400. Или можете купить новую камеру за 500-1000 долларов (и дороже).

Если говорить об объективе, то для того, чтобы снять такие крупные планы Луны, я бы рекомендовал объектив с фокусным расстоянием как минимум 200 мм (это называется телеобъектив). Вы всегда можете купить и подержанный объектив, но их сложнее найти. Я читал хорошие отзывы о Canon AF 70–300mm, новым его можно купить за 380 долларов. Дешевле не найдете!

 

Штатив

Поскольку Луна довольно яркая, штатив не обязателен, но с ним работать очень удобно, если нужно получить гарантированно четкий снимок. Если например, вы снимаете лунное затмение — тогда вам точно понадобится штатив, так как яркость Луны будет намного меньше чем обычно. Подойдет любой штатив. Уже несколько лет я использую штатив за 40 баксов. Вы можете найти такой в любом фотомагазине.

 

Дистанционное управление затвором

Оно требуется только при съемке лунного затмения или при фотографировании широкоугольной панорамы. При съемке с длинной выдержкой, стандартно нажав спуск затвора вы можете пошевелить камеру, что приведет к размытому изображению на фото.

Этого можно избежать также и с помощью пульта управления. Они обычно супер дешевые, если покупать на eBay или Amazon. Я бы посоветовал приобрести интервалометр, они всего на пару баксов дороже пультов, а функционал шире (подсказка: тайм-лапсы!). Если не хотите использовать дистанционное управление, можете обойтись просто таймером камеры.

 

Моя фототехника

Со временем я обновляю свое оборудование, которое использую. Поэтому часто покупаю более современную технику. Первой у меня была зеркалка Canon Rebel T2i (EOS 550D) с объективом 50 мм и штативом за 40 баксов. А сегодня я использую для лунной съемки следующее:

Фотоаппарат Canon 6D с EF 100–400mm f/4.5–5.6L USM

  • Фотоаппарат Canon 6D;
  • объектив Canon EF 100–400mm f/4.5–5.6L USM;
  • штатив Manfrotto 190XPROB с панорамной наклонной головкой 804RC2.

Также с момента, когда появился iPhone со встроеным wi-fi, я использую его для дистанционного управления своей Canon 6D.

 

Подготовительная работа

Положение и фаза луны

Если вы не опытный астроном, понадобится определенная помощь, чтобы определить, когда и где именно будет луна на ночном небе, в том числе, какой будет ее фаза. Вы можете выйти на улицу и сами все увидеть, или использовать для этого приложение iPhone, к примеру SkyView — это виртуальное небо у вас в кармане. Что я делаю — так это ввожу в поиск “Луна” и программа показывает, в какой она позиции на небе и в какой фазе.

Я могу проследить ее изменения во времени, нажав на нижнюю часть экрана, чтобы появилось меню настроек времени. Здесь можно видеть местоположение Луны, и каким оно будет в определенный день и время.

Помимо того, что приложение невероятно интересно даже просто, чтобы поиграться, оно позволит вам спланировать выходы на улицу, чтобы сфотографировать то, что вы хотите.

приложение SkyView

Основной экран приложения (слева). При нажатии на лупу входим в поиск (справа).

Погода

Следующее, что нужно проверять — это погода. Самая большая неприятность во время съемок чего-либо на небе — это облачность. Лучший метод от этого предостеречься — выйти на улицу и посмотреть, какие там тучи. Если все нормально, начинайте снимать свои кадры.

карта облачности ночного неба

Тем не менее, если вы надеетесь сделать особенный кадр, например суперлуние или лунное затмение, важно знать, какие будут погодные условия. Если будет облачность, то может и нет смысла вставать ночью с постели и ехать куда-то далеко.

Когда дело доходит до погоды, тут будет незаменимым сайт Clear Dark Sky. Он обеспечивает простые диаграммы астрономических прогнозов, можете использовать их для фотографирования ночного неба.

На этих графиках есть много деталей, но те, которые больше будут вам актуальны, если собираетесь снимать Луну — в верхнем ряду — Cloud Cover. Если здесь, рядом со временем, в котором собираетесь делать съемку, все заполнено белыми квадратами, скорее всего, вам не повезло. Если же квадраты темно-синего цвета — вероятно это хорошие условия. В примере ниже, после обеднее небо среды выглядит полностью облачным, но под вечер к 22:00 оно красиво проясняется.

 

Композиция

В целом, композиция не играет большой роли, если вы хотите просто запечатлеть Луну. Обычно я центрирую ее в кадре и делаю снимок. Вы можете сделать кадр интереснее, добавив что-то на передний план, например дерево или сарай. Это придаст изображению глубину, но такие сюжеты в реальности можно снять только с очень длинным телеобъективом.

Для фото вы можете использовать и объектив с более коротким фокусным расстоянием, и потом кадрировать композицию, но в результате может получится изображение с недостаточной детализацией, и будут заметны шумы/зернистость.

Мне нравится запечатлевать Луну, находящуюся за облаками. Это добавляет мистицизма. На первой фотографии облака используются для окружения, а дерево на переднем плане для обрамления. Во втором снимке используется только облачность.

Луна с облаками

Суперлуние 10 августа 2014

 

красная Луна с облаками

Лунное затмение "Moon Blood", 8 октября 2014

 

Не стоит всегда делать  только крупные планы. Переход к широкоугольному кадру, включающему в себя землю — это не менее круто.

Снимок ниже требует больше способностей, так как нужно держать затвор открытым в течение примерно 15 секунд, и нужно установить  диафрагму и ISO, чтобы гарантированно получить в результате красивую композицию. На фотографии Луна восходит над фермерским полем.

восходящая Луна

 

Съемка

Как только вы пришли на место съемки с камерой, зафиксированной на штативе, существует несколько вещей, которые нужно проверить дважды.

Во-первых убедитесь в том, что камера настроена делать фотографии в RAW, а не JPEG. Это даст вам возможность быть более гибким при работе со светом, который можно улучшить при постобработке (подробнее об этом ниже).

Во-вторых, фокусировка может быть немного сложнее в ночное время, так как свету, попадающему в камеру недостает контраста. В большинстве случаев при съемке Луны, чтобы не было никаких проблем на фото, отключите автофокус. В условиях низкой освещенности автофокус может вообще не работать. В таких обстоятельствах я использую мануальную фокусировку.

Для того, чтобы получить четкий фокус, я  перехожу в режим live view и использую цифровой зум — это увеличительное стекло в вашей камере.

Попробуйте разобраться со своим фотоаппаратом, чтобы понять, как с ним работать. Вот кнопки для Canon 6D:
Canon 6D кнопки

Нажмите кнопку live view (сверху), а затем воспользуйтесь зумом (ниже) для цифрового увеличения вашего объекта

 

После того, как зуммированием вы сделали нужную композицию в кадре, наведите фокус вручную, используя для этого кольцо фокусировки на объективе. Используйте дисплей live view, чтобы навести резкость на Луну. После этого, старайтесь не прикасаться к объективу снова.

И последний момент, который нужно учитывать — Луна двигается очень быстро. Вы должны будете захватывать композицию и снимать фотографии сравнительно быстро, и вручную следить за Луной, корректируя положение камеры штативом. В добавок к этому, при зуммировании Луны, выдержка должна быть менее 2 секунд, иначе Луна будет размываться движением.

Теперь вы готовы к съемке! Ниже несколько начальных параметров съемки, которые я использую в разных условиях:

Естественная яркая Луна:

  • Диафрагма f/11.
  • ISO 100.
  • Выдержка 1/20 — 1/50 секунды.
  • Фокусное расстояние 400 мм.

Я обычно начинаю с указанными выше настройками и корректирую их в зависимости от получившегося результата, который вижу на пробном снимке. Один момент, о котором нужно постоянно помнить — чем  сильнее прикрыта диафрагма, тем резче будет ваше изображение. Тем не менее, ее нельзя закрывать слишком сильно, иначе дифракция  съест вашу резкость.

Воспользуйтесь калькулятором, чтобы увидеть, как влияние значения диафрагмы может повлиять и ухудшить фотографию .

Зная все это, если ваше изображение слишком светлое, прикройте диафрагму до f/11 или f/16 и не трогайте остальные настройки. Ниже пример очень яркой Луны, которая выглядит действительно резко и красиво.

Луна, кадрирование и постобработка

Выдержка 1/50s, f/22, ISO 200. Фокусное расстояние 400мм

 

Изображение, которое у вас получится снять, не будет выглядеть таким же как на этой фотографии. Она была сильно кадрирована и слегка подкрашена. Не расстраивайтесь. Вот то, что вы  примерно сможете увидеть на своей камере:

Луна без кадрирования и постобработки

Кадр прямо с камеры, без кропа или пост-обработки

 

Лунное затмение

В случае, если вы хотите снять темную луну, это немного меняет ситуацию. Так как света уже мало, нужно изменить настройки камеры, чтобы то, что есть на небе могло дойти до ее сенсора. Необходимо полностью открыть диафрагму. Это позволит пройти максимальному количеству света, которое способен пропустить объектив. Затем вам нужно увеличить выдержку, чтобы на сенсор прошло еще больше света.

И, наконец, вам вероятно потребуется увеличить ISO, чтобы сделать вашу камеру более чувствительной. Отсутствие баланса в этих изменениях приведет к ухудшению резкости, и увеличению шумов. Правило, которого я придерживаюсь — поднимать ISO в последнюю очередь.

Вот настройки, которые я использовал для прошлого лунного затмения:

  • диафрагма f/6.3.
  • Фокусное расстояние 400 мм.
  • Выдержка 1,3 секунды.
  • ISO 400.

Лунное затмение

 

Широкий угол обзора

Основное различие между съемкой лунного затмения крупным планом и панорамно в том, что телеобъектив сменяется широкоугольным объективом; например китовым зумом 18-55 мм, который поставляется с большинством зеркалок начального уровня.

Еще одна большая разница в том, что нужно пропустить больше света к сенсору камеры, чтобы и  ночной пейзаж и звезды смогли вместится в изображение. Из-за этого Луну прийдется немного передержать (переэкспонировать), но результат будет выглядеть красиво.

Подбирайте настройки так, чтобы найти правильный баланс. При съемке пейзажей, я использую минимальное фокусное расстояние, которое только возможно.

Если у вас китовый объектив, используйте расстояние 18 мм (или другой самый широкий угол). Нужно также максимально открыть диафрагму. Что касается выдержки, затвор нужно оставить открытым на много дольше, чем ранее.

В большинстве случаев, вы не получите хороший кадр со звездами, при выдержке короче 10-20 секунд. Почему тогда не увеличить ее до 30 секунд? Причина кроется в Земле, она вращается , и если оставлять затвор открытым слишком долго, начнут появляться полоски. Это может быть и желаемым эффектом, но в данном случае мы хотим избежать появления следов от звезд.

В конце концов, в большинстве случаев, нужно будет увеличить ISO, совсем немного; начните с 800, перейдите на 1600 или 3200, если ваша экспозиция совсем плохая.

Фото восходящей Луны на фоне звезд (показано выше) было снято с такими настройками:

  • диафрагма f/4.
  • Выдержка 16 секунд.
  • ISO 3200.
  • Фокусное расстояние 24мм.

 

Постобработка

После того, как вы сняли фотографии, нужно просмотреть, как они выглядят на компьютере. Сначала я даже и не думал, что снимки нужно обрабатывать. Когда я начал заниматься ночной фотографией, то осознал, что в большинстве случаев хочется улучшить то, что было сделано камерой.

Основная причина заключается в том, что при длительной экспозиции очень сложно угадать идеальное количество света. Постобработка позволяет свести к минимуму лишний свет, и увеличить полезный.

Постобработка — это ключевой момент при создании красивых фотографий, и полностью зависит от способностей фотографа применить ее правильно. Некоторые применяют кардинальные меры при постобработке. Но лично мне не нравятся фотографии, которые выглядят неестественно, я хочу усилить естественные элементы на фотографии. Тем не менее, нет правильных и неправильных методов обработки. Это дело фотохудожника, выбирать, как будут выглядеть его изображения.

Для постобработки большинство фотографов используют Adobe Photoshop и Adobe Lightroom. Лично я полностью использую Lightroom для организации и коррекции изображений. Загружаю Photoshop только когда нужно сделать более сложную коррекцию.

Также Photoshop очень дорого стоит и вы можете приобрести его только как часть Adobe Creative Cloud, так что за это платить придется постоянно. Рекомендую остановиться на Lightroom 5, пока Lightroom еще не оказался вовлеченным в облако. Для этого нужно заплатить $80 один раз, это абсолюная необходимость для любого фотографа.

 

Мой быстрый и грубый процесс обработки выглядит следующим образом:

  • Включить коррекцию искажений объектива, чтобы исправить дисторсию и виньетирование.
  • Подстроить экспозицию до желаемой яркости/интенсивности.
  • Увеличить резкость.
  • Уменьшить шум (варьируется в зависимости от того, насколько шумным является изображение).
  • Слегка обесцветить изображение.
  • Подстроить тональность или насыщенность тех цветов, которые должны сиять.

Успехов!

 

Автор: Elkhattabi Oualid

Перевод: Filip Koza

Источник: www.crimsonavalanche.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями.




Добавить комментарий