Как выбрать объектив для портретной съемки

01/06/2016 - 10:29
Как выбрать объектив для портретной съемки

Итак, вы собрались снимать портреты и хотите выбрать хороший портретный объектив. Тема портретов весьма разнообразна, в этой статье я попытаюсь свести самые важные критерии при выборе объектива для портретной съемки:

 

Фокусное расстояние портретного объектива

Фокусное расстояние объектива влияет на компоновку и перспективу в кадре.
Начнем с того, что портреты бывают крупнолицевые (лицо), лицевые (голова и плечи), поясные (портрет по пояс), ростовые (полный рост, или более чем по пояс). В зависимости от нужной компоновки портрета можно применять объективы с различным фокусным расстоянием.

Например, ростовой портрет можно снять и на сверхширокоугольный объектив. многие фотографы используют широкоугольные объективы для фотографирования людей в полный рост и это им очень даже удается. Но вот снять широкоугольным объективом лицевой или крупнолицевой портрет я не рекомендую.

лицевой портрет, снятый широкоугольным объективом
Лицевой портрет, снятый широкоугольным объективом. © Sunsword & Moonsabre

Основная причина в том, что при компоновке лицевых и тем более крупнолицевых портретов широкоугольным объективом, вам нужно близко подойти к вашей модели. Из-за этого будет ярко выраженный эффект перспективы, и соответственно будут перспективные искажения. Другими словами нос будет выглядеть больше чем на самом деле, а уши — меньше. Не говоря уже, что большинство широкоугольных объективов имеют бочковидную дисторсию, которая еще больше усиливает искажения лица. Такой портрет вряд-ли понравится заказчику.

Есть фотографы которые фотографируют крупнолицевые портреты сверхширокоугольными объективами, я видел несколько таких экспозиций, но правда моделями были разные социально неблагополучные люди (бродяги, наркоманы и т.п.). Видимо автор специально выбрал для их съемки такой объектив, но думаю они вряд-ли видели его работы.

Итак вернемся к фокусному расстоянию. Так все же какое фокусное расстояние подойдет для съемки портретов? Для лицевых портретов принято использовать фокусное расстояние, которое в 2 раза превышает нормальное.

фокусное расстояние для портретов

Тогда какое фокусное расстояние считается нормальным? Однозначный ответ дать нельзя. Здесь важную роль играет формат пленки или матрицы фотоаппарата, а отсюда понятие кроп фактор и эффективное фокусное расстояние. (Далее я буду брать во внимание только фотоаппараты, размер сенсора которых не превышает 35 мм).

Итак, чем больше размер сенсора тем шире угол обзора при одинаковом фокусном расстоянии. Например, для полнокадровых 35 мм сенсоров нормальным считается фокусное расстояние 45-50 мм, а для суперзумов оно будет равняться 8-10 мм, такое фокусное на полном кадре уже считается сверхширокоугольным. Смотрите также какой фотоаппарат выбрать.

Ниже приведу таблицу фокусных расстояний для разных размеров сенсоров:

Размер сенсора Нормальное фокусное расстояние Поясные портреты Лицевые портреты
Full Frame 45-50mm 55-80mm 90-135mm
ASP-C 30-35mm 36-55mm 60-90mm
4/3 22-25mm 27-49mm 45-68mm
Nikon CX 16-18mm 20-30mm 33-50mm
1/2.3” 8-9mm 10-14mm 16-24mm

Из этой таблицы можно легко понять, с каким фокусным расстоянием объективы вам нужны для той или иной системы. Но важно также учитывать индивидуальный стиль фотографа.

лицевой портрет
Лицевой портрет. © Grégory Thiell, Canon EOS 450D, Canon EF 100mm. f/ 2.8 1/125

Например, для полного кадра классическими портретными считаются объективы с фокусным расстоянием 85 мм. А одному моему знакомому не нравится это фокусное, и он предпочитает 135 мм. Все дело в том с какой дистанции человек привык снимать портреты. Например, мое любимое фокусное расстояние для съемки портретов на фотоаппарате с ASP-C матрицей это 100-120 мм, хотя по этой таблице вполне сойдет и 50 мм.

Итак, с фокусным расстоянием разобрались, далее перейдем к светосиле.

 

Светосила в портретных объективах

Некоторые считают, что для портретной съемки светосила более важна нежели фокусное расстояние, поскольку светосильные объективы имеют более пластичный рисунок и хорошо размывают задний план — «главный козырь» портретов.

Безусловно светосильные объективы хорошо подходят для съемки портретов, но я все же не согласен с тем, что это главный параметр. Поскольку далеко не все портреты делаются на больших значениях диафрагмы. Иногда сюжет требует, чтобы и задний план был в резкости. Поэтому не стоит привязываться только лишь к светосиле объектива.

Крупнолицевой женский портрет
Крупнолицевой женский портрет. © Iain Paton. Canon EOS REBEL T1i. EF38-76mm f/4.5-5.6. 67mm ƒ/5.6 1/50

Другое дело. что светосильные объективы на больших значениях диафрагмы имеют хорошую пластику и не очень мягкую резкость из-за сферической аберрации, благодаря чему скрываются дефекты кожи, что позволяет снимать женские портреты. Этим и ценятся мягкорисующие объективы и монокли.

мужской портрет
Мужской портрет. © Georgie Pauwels. Olympus E-M5. OLYMPUS M.12-50mm F3.5-6.3. 48mm ƒ/6.1 1/100

Мужские портреты, особенно пожилых людей, наоборот, чаще всего требуют более резкого изображения, которое подчеркивало бы морщины на лице — его жизненную летопись.

 

Рисунок портретного объектива

Мы рассмотрели, что светосила объектива это не панацея. Теперь поговорим о более важном параметре — рисунке объектива. Некоторые объективы, имеют приятный живой рисунок, а некоторые — скучный и невыразительный. И светосила тут не при чем. Все дело в оптической схеме объектива, которая дает лишь предположение, каким будет рисунок, но в конечном счете он зависит от каждой модели индивидуально.

женский портрет
Женский портрет. Обратите внимание на боке. © Tobias, Canon EOS 5D Mark II, 50.0 mm

Основные составляющие рисунка это пластика и боке. Пластика — это переход из зоны ГРИП в зону нерезкости. Также важно как объектив рисует резкое изображение. Резкость это понятие относительное, в портрете не нужна техническая сухая резкость. Объектив может быть мягким, но фотографии снятые ним будут казаться резкими. Считается, что плавный переход из зоны ГРИП в зону нерезкости лучше, чем резкий. Также в портретной съемке обращают внимание на боке — насколько красиво объектив размывает фон. Например, у объективов с оптической схемой зоннар размытие приятнее, чем у объективов со схемой тессар, хотя это уже дело вкуса и субъективная оценка.

Объективы с классическими схемами, выпускавшимися в прошлом столетии, такие как триплет, тессар, зоннар, уже не выпускаются, исключение пожалуй столько имеет схема планар и ее модификации, на ее основе созданы большинство светосильных полтинников и портретных фикс-объективов. Новые оптические схемы порой слишком переисправлены от аберраций и дают предсказуемый и неинтересный рисунок. Это касается в первую очередь китовых зумов. да и вообще зум объективы как правило не блещут красотой боке, конечно есть и исключения, но все же.

Поэтому у многих фотографов пользуются спросом старые мануальные объективы. Которые несмотря на свой возраст дают прекрасный рисунок. Причина, по которой их покупают не только в цене (их можно купить в разы дешевле современных), а в характере рисунка. Тем более, для портретов не нужна высокая оперативность и автофокус, можно неспешно навести резкость руками.

Кстати в последние 3-4 года в объективостроении появился тренд выпускать старые культовые объективы, такие как Petzval lens 85mm f/ 2.2, Гелиос-40 85mm f/ 1.5, Trioplan 100mm f/2.8. Связано это с большой популярностью этих объективов, даже в автофокусную эпоху.

 

Цветопередача портретного объектива

Также стоит обращать внимание на цветопередачу. Как объектив передает цвета кожи. Ведь правильная цветопередача существенно облегчит вам жизнь при ретушировании портретов. Как правило современные объективы имеют правильную цветопередачу, но в то же время жесткий микроконтраст, цвета получаются слишком насыщенные и неестественные.

цветопередача в портретных объективов
Засветка придала портрету особый художественный шарм. © Ben North, Canon EOS 5D Mark II, EF70-200mm f/2.8L IS II USM, 115mm ƒ/5.0 1/200

Старые же объективы, особенно советские, наоборот имеют контраст похуже и часто могут иметь неточную цветопередачу. Что для съемки портретов не очень хорошо. Хотя засветки можно использовать как художественный прием, и добиваться эффектов, которые на получатся на современных объективах.

Некоторые старые объективы очень плохо ведут себя в студии, при сильном контровом или боковом свете, ловят засветки и т.п. Нужно учитывать это при выборе объектива.

 

Подитожим все вышесказанное
Самое важное при выборе портретного объектива, это для каких задач вы его берете. Возможно вам нужна оперативность изменения фокусных расстояний для ростовых и крупнолицевых портретов в ограниченном пространстве (например в студии), тогда вам лучше выбрать зум объектив. При всех его недостатках в портретной съемке, его достоинства будут для вас самыми важными.

поясной портрет
Поясной портрет. © Grant Brummett, Canon EOS 5D Mark II, EF200mm f/2L IS USM, ƒ/2.0 1/80

Если же вы собираетесь снимать портреты на открытом воздухе, с учетом заднего плана и неспешной, творческой постановки, тогда имеет смысл брать фикс объектив с фокусным расстоянием от 85 до 200 мм, да, и на телеобъективы получаются отличные портреты, особенно детские, когда вы стоите на расстоянии, котором не смущаете ребенка.

Помните, объектив, это всего лишь инструмент, такой же как и фотоаппарат. Снимаете же ним вы, и именно вы являетесь творцом ваших фотографий.


Понравилась статья? Поделись с друзьями.




Добавить комментарий