Резкость на фотографиях. Критерии ее восприятия

01/15/2016 - 23:41
Резкость на фотографиях

Слово «резкость» одно из самых употребляемых в лексиконе фотографов. «Резкий объектив», «хорошая резкость», «в резкости», «глубина резкости» — это только несколько примеров. Казалось бы все понятно с резкостью, либо объект на фотографии резкий либо нет, но все же данный вопрос требует детальных разъяснений.

Под резкостью понимается четкость изображений, т.е. различимость деталей на фотографии. Чтобы различать детали на фотографии, они там должны быть. За это отвечает фототехника: объектив, фотоаппарат и принтер (дисплей) на котором печатается (отображается) фотография. Но помимо этого эти детали должны еще и различаться человеком. В данной статье я хочу сделать акцент именно на восприятии резкости человеком.

Прежде всего стоит сказать, что резкость это субъективное понятие. Одному человеку объект может казаться резким, а другому нет. Причиной этого может быть несколько факторов, давайте их рассмотрим.

 

Освещение

Для восприятия резкости важны условия освещения. На фотографии, рассматриваемой в комнате с хорошим освещением легче выявить недостатки, чем если рассматривать ту же фотографию в темной комнате.

 

Размер фотографии и дистанция просмотра

Очень важным фактором является отношение дистанции просмотра фотографии к ее размеру. Очевидно, что к большой фотографии, рассматриваемой с близкого расстояния, требования к резкости выше, чем к маленькой, рассматриваемой издалека.

 

Острота зрения

Человек с хорошим зрением может посчитать фотографию нечеткой, а человек с плохим зрением может ее нормально воспринять.

Когда условия просмотра становятся хуже, например при плохом освещении, острота зрения падает и восприятие резкости становится менее критичным. При плохом освещении глаз человека даже перестает распознавать цвета.

 

Круг рассеяния

Давайте представим себе большую картину, нарисованную художником на холсте. При просмотре картины с близкого расстояния, мы не сможем ее как следует разглядеть потому что мы будем видеть детали: мазки, штрихи, пятна и т.п. А целостную картину — нет. А если мы отойдем немного дальше, то все детали уменьшатся, и мы увидим картину, так как ее задумал художник.

Точно также обстоят дела и с фотографией. Изображение, проецируемое объективом на матрицу фотоаппарата проецируется в виде пятен — кругов рассеяния.

Круг рассеяния помогает объективно оценить резкость, т.е. описать ее цифрами, как величину. Можно сказать, что до определенного диаметра мы воспринимаем круги как точки, из которых состоят детали, а круги больше этого диаметра как нерезкие пятна.

При хороших условиях освещения, большинство людей могут распознавать объекты размером, равным 1/3000 расстояния просмотра. Поэтому для фотографии. просматриваемой с расстояния 30 см, максимально допустимый диаметр размытия (круг рассеяния) будет соответствовать примерно 0,1 мм.

Для матрицы формата 35 мм, при условии, что фотографию распечатают размером 10 × 15 см и будут рассматривать ее на расстоянии 30 см, допустимый диаметр размытия на матрице должен равняться 20 мкм. А для просмотра фотографии 20х30 см с того же расстояния, он должен равняться 10 мкм.

 

Выводы:

Насколько резкой будет восприниматься фотография зависит от ее размера, расстояния и условий просмотра. Исходя из этих критериев можно подобрать соответствующую фототехнику для съемки или соответствующие отснятые фотографии.


Понравилась статья? Поделись с друзьями.




Добавить комментарий