Стоит ли покупать полнокадровый фотоаппарат? Практический тест-сравнение Nikon D610 и D7100

07/28/2016 - 19:18
Стоит ли покупать полнокадровую камеру? Практический тест Nikon D610 и D7100.

Со времени покупки своей Nikon D7000 6 лет назад я снимал ею почти каждый день. Набежало уже очень много срабатываний затвора, если говорить точно, то 148 558. И кажется, я уже приближаюсь к поиску нового аппарата, поскольку D7000 на заводских испытаниях набрал только 150 тыс срабатываний. Предо мной возникла дилемма: стоит ли переходить на полный кадр, или все же остаться на кропе? Я задавал себе этот вопрос: действительно ли полный кадр стоящая вещь? Поэтому я взял никоновский полный кадр D610 и никоновский же кроп D7100 на тест-драйв по Парижу чтобы почувствовать разницу на практике, в реальной жизни.

 

Что же такое «полнокадровый» фотоаппарат?

Пленка безраздельно господствовала на протяжении столетия, а самым популярным ее форматом был 35мм. Такой формат называли «малым», чтобы отделить от «среднего» и «большого», но большинство людей пользовались именно «малоформатными» камерами. Хотя он и назывался 35мм, но сам кадр имеет размеры 36х24мм. Когда начали производить цифровые камеры, то в них применяли сенсоры меньшего размера чем кадр в пленке, приблизительно 24х16мм, но сами «тушки» фотоаппаратов могли работать с объективами от 35мм пленочной техники. Меньший светочувствительный сенсор означал то, что часть изображения не попадала на него. Десятилетия спустя, японские производители решили увеличить размер сенсоров до размеров эквивалента 35мм пленки и с хитрой маркетинговой уловкой назвали их «полным кадром», переназвав свои существующие камеры «кропнутым кадром», а чтобы обозначить разницу ввели понятие кроп фактор. Какие же существуют ключевые отличия?

 Alexander J.E. Bradley Сравнение разных форматов камеры

 

Кроп фактор

Сначала надо понять что же «кропнули» (обрезали) на «кропнутых» камерах. Объектив для 35 мм кадра на полнокадровых камерах будет смотреться шире и запечатлит больше площади снимка чем тот же объектив на кропнутой камере. В основном оптика на двух камерах работает одинаково, изображение проходит через стеклянные линзы, но когда оно попадает на матрицу, если она меньше (в кропнутых камерах), только часть изображения попадет на нее. Результат будет такой, как будто вы бы снимали полным кадром, а потом обрезали изображение. При съемке колонны Бастилии тем же объективом но кропнутой камерой ангел получается большим. Объектив с хорошим диапазоном зумирования просто необходим для съемках на природе и спортивных фотографов.

Угол обзора на NIKON D610 и D7100
Колонна Бастилии
Слева:  NIKON D610 — NIKKOR 80-200MM F/2.8 @ 200MM - F/16 - 1/250 - ISO:100
Справа: NIKON D7100 — NIKKOR 80-200MM F/2.8 @ 200MM - F/16 - 1/250 - ISO:100

 

Работа фотоаппаратов на высоких ISO

Для того чтобы испытать работу на высоких ISO, я задумал опустится в подземелья Парижа и посетить Катакомбы. В музее как раз запрещена съемка со вспышкой и штативами, и только слабый свет падает на черепа более 6 миллионов погибших, которые нашли тут свое последние пристанище. Такие условия стали хорошим полигоном для моих испытаний. Я сделал два снимка с теми же настройками, изменил лишь только фокусное расстояние чтобы получить тот же угол обзора. Кажется что D610 лучше работает на высоких ISO. D7100 дает розовый отлив, вызванный шумом, особенно в тенях.

Сравнение шумов Nikon D610 и D7100
Катакомбы Парижа
Слева: NIKON D610 - NIKKOR 14-24MM F/2.8 @ 21MM - F/2.8 - 1/30 - ISO:6400
Справа: NIKON D7100 - NIKKOR 14-24MM F/2.8 @ 14MM - F/2.8 - 1/30 - ISO:6400

Ниже приведен фрагмент участка в тенях. Полный кадр слева, а кроп справа. Я выбрал затененные и темные детали для увеличения (на одинаковую величину на обоих снимках) потому что их зернистость казалась мне ужасной и хотелось дойти до края возможностей чтобы сравнить результаты. Картинки достаточно похожие при обычном рассмотрении, но увеличив их до таких размеров, можно увидеть что полный кадр побеждает кропнутый.

Сравнение шумов Nikon D610 и D7100
Катакомбы Парижа - NIKON D610 @ 21mm справа, Nikon D7100 @ 14mm слева - NIKKOR 14-24MM F/2.8 - F/2.8 - 1/30 - ISO:6400 — Фрагмент 100% величины

 

Динамический диапазон

Динамический диапазон — это то количество оттенков, которое может запечатлеть снимок. Если вид имеет яркие белые места и темные черные, то вы хотите чтобы ваш фотоаппарат имел достаточно широкий динамический диапазон чтобы запечатлеть обе стороны картинки без перегибов в чисто белый или чисто черный. Для своего теста я прошелся к Порт Арсенал и должен признаться, что снимки выглядят очень похожими. Чувство, что полный кадр дает на фото немного больше контраста. Если обратить внимание на окна на катере, а также на тени от деревьев, то вообще трудно различить какая камера сделала какой снимок.

Динамический диапазон NIKON D610 и D7100
Порт Арсенал
Слева: NIKON D610 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 60MM - F/16 - 1/100 - ISO:100

Справа: NIKON D7100 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 40MM - F/16 - 1/100 - ISO:100
 

Динамический диапазон NIKON D610 и D7100
Порт Арсенал — кропнуто до 100%
Слева: NIKON D610 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 60MM - F/16 - 1/100 - ISO:100 
Справа: NIKON D7100 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 40MM - F/16 - 1/100 - ISO:100

Дальше я пошел в само сердце Латинского квартала, к Пантеону. То что выглядело одинаковым на снимках в порту, тут проявилось по другому. Полный кадр дает более контрастную картинку, в то время как кроп — более плоскую…, это я понял когда посмотрел на тени от колонн на дверях. Несмотря на то, что они очень темные, все же можно различить детали рисунка на полном кадре, в то время как на кропе они полностью черны.

Динамический диапазон NIKON D610 и D7100
Пантеон 
Слева: NIKON D610 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 67MM - F/16 - 1/125 - ISO:100
Справа: NIKON D7100 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 45MM - F/16 - 1/125 - ISO:100

Динамический диапазон NIKON D610 и D7100
Пантеон — кропнуто до 100%
Слева: NIKON D610 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 67MM - F/16 - 1/125 - ISO:100
Справа: NIKON D7100 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 45MM - F/16 - 1/125 - ISO:100

 

Полнокадровый эквивалент

Часто можно услышать что 50 мм объектив полного кадра эквивалентен 75мм кропнутому объективу. Здесь имеется в виду угол обзора. Угол обзора 50мм на кропнутом кадре показывает 4 этажа здания в Латинском квартале. Если поставить 50мм объектив на полный кадр, то я увижу все 6 этажей здания. Поэтому, чтобы у меня получилось 4 этажа на полном кадре, я должен использовать 75мм, чтобы добиться того же угла обзора.

кгол обзора NIKON D610 и D7100
Латинский квартал
Слева:         NIKON D610 - NIKKOR 50MM F/1.8 @ F/16 - 1/125 - ISO:100
По центру: NIKON D610 - NIKKOR 70-200 MM F/2.8 @ 75MM - F/16 - 1/125 - ISO:100
Слева:        NIKON D7100 - NIKKOR 50mm f/1.8 @ F/16 - 1/125 - ISO:100

Несмотря на эквиваленты по углу обзора, 50мм объектив остается 50мм объективом на любом фотоаппарате. На гифке изображена разница между объективами при съемке с одинаковым углом обзора. Полный кадр я снимал на 21мм объектив, а кропнутый - на 14мм. Оба дают одинаковый угол обзора, но из-за своих свойств 14мм объектив на полном кадре дает большую дисторсию.

 Nikon D610 и D7100 и дисторсия при одинаковом угле обзора
Nikon D610 и D7100

 

Имеет ли полнокадровая камера лучшую глубину резкости?

И да и нет. Технически глубина резкости между полнокадровым 50мм объективом и кропнутым 40мм объективом должна быть идентичной, их угол обзора будет зависеть от того, что объяснено ранее. Для того чтобы получить одинаковую по размерам композицию объекта и фона (как в примере с чашкой кофе) мы должны либо зумировать объектив или подойти ближе к объекту съемки. Если мы увеличим фокусное расстояние зумом, то фон будет приближен и увеличен, поэтому будет выглядеть более размытым (детальнее о фокусном расстоянии и размытии фона). Если мы физически приблизимся, то сократим фокусное расстояние и соответственно уменьшим глубину резкости.

NIKON D610 и D7100 тест ГРИП
Слева:         NIKON D610 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 34mm F/5.6 - 1/250 - ISO:50
По центру: NIKON D610 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 55MM - F/5.6 - 1/165 - ISO:100
Справа:      NIKON D7100 - NIKKOR 24-70MM F/2.8 @ 36mm F/5.6 - 1/160 - ISO:100

Доступность объективов

И Кэнон и Никон выпускают объективы и для кропнутых и для полнокадровых камер. Никон назвал буквами FX свою линейку для полного кадра а DX для кропа. Canon соответственно EF и EF-S. Однако полнокадровые объективы подходят для обоих форматов, а кропнутые не всегда. Они спроектированы специально для маленьких сенсоров, поэтому имеют меньшую площадь покрытия. Соответственно у них меньшие линзы, а значит меньше вес и цена.

Вы можете даже установить объектив для кропнутых камер на полнокадровую. Но стоит ли оно того? Во время съемки, центр изображения будет хорошо смотреться, но по краям будет черная кайма отбрасываемая краем крепления маленьких линз (сильное виньетирование). В своих FX камерах Nikon имеет режим  DX, который существенно обрезает кадр до размера DX. На кэнонах можно самому обрезать кадр при редактировании.

NIKON D610 - NIKKOR 18-55MM F/3.5 DX @ 18mm в режиме FX F/5 - 1/60 - ISO:800
Квартал Алигр NIKON D610 - NIKKOR 18-55MM F/3.5 DX @ 18mm в режиме FX F/5 - 1/60 - ISO:800

Если вы все же решили снимать таким способом, то ваша полнокадровая камера превращается в дорогую кропнутую и ведет себя соответственно всему тому что было описано выше. Уменьшится количество пикселей. D610 имеет 24 мегапикселя. В режиме DX их количество уменьшится до 10 МП. Поэтому лучше всего использовать объективы Dx формата на D7100, полностью используя ее 24 МП.

NIKON D610 - NIKKOR 18-55MM F/3.5 DX @ 45mm in FX mode F/5.3 - 1/60 - ISO:800
Квартал Алигр  NIKON D610 - NIKKOR 18-55MM F/3.5 DX @ 45mm в режиме FX F/5.3 - 1/60 - ISO:800

Полнокадровые объективы имеют лучшее качество. И Nikon и Canon не выпускает «профессиональную линейку» объективов кропнутых серий. Но их вес и стоимость будет тоже больше — соответственно своему качеству. При покупке объективов вам надо учитывать и этот фактор. Ели даже сейчас вы обладаете «кропнутой» камерой, но собираетесь в будущем переходить на «полный» кадр или снимать пленочной камерой, то лучше покупать полнокадровые объективы. Вы скорее всего предпочтете чтобы ваши объективы остались для новой камеры, и не захотите приобретать новый арсенал объективов.

 

Меньший размер файлов кропнутых кадров?

В то время как угол обзора «кропнут» (обрезан), но ваш снимок не обрезан. В зависимости от камеры, физический размер снимка может быть совсем не меньше. Размер изображения определяется количеством мегапикселей камеры а не физическим размером матрицы. Так, для своего обзора я взял D610 с 24 МП, файлы с которого получались приблизительно одинакового размера как и с D7100, который тоже имеет 24МП. Если вы захотите распечатать изображение с камеры, то снимки с обоих камер получатся одинакового максимального размера потому что размерность изображения в пикселях и в полнокадровой и в кропнутой камере одинакова.

 Margot Simonney - Nikon D700
Photo : Margot Simonney - Nikon D700

 

Какой фотоаппарат выбрать?

Я получил массу удовольствия во время своего теста и анализа результатов снимков, снятых в Париже. Для меня открылось несколько неожиданных моментов. Я ожидал, что полнокадровая камера положит на лопатки кропнутую «одной левой», но в реальности разница получилась не настолько большой.

Конечно же, полнокадаровый фотоаппарат выиграл соревнование, но какой ценой? Набор объективов для «кропнутого» кадра намного больше, но соответственно качество большинства из них ниже. Полнокадровые фотоаппараты в целом более дорогие, но даже такое состояние постепенно меняется через появление новых кропнутых камер, которые стают более профессиональными.

Кропнутый кадр может приблизить изображение в полтора раза: когда я снимал фейерверк в День взятия Бастилии, разница при использовании 200мм на кропнутой камере и на полнокадровой достаточно существенна. Но если вы предпочитаете широкие углы для уличной фотосъемки, то полнокадровая камера будет лучше. Но ведь можно добиться того же угла, использовав в 1,5 раза более широкоугольный объектив на кропнутом кадре.

День взятия Бастилии - Александер Бредли - NIKON D7000 - NIKKOR 80-200MM F/2.8 @ 185MM F/5 - 3 сек - ISO:100
День взятия Бастилии - Александер Бредли - NIKON D7000 - NIKKOR 80-200MM F/2.8 @ 185MM F/5 - 3 сек - ISO:100

Хотя мы и тестировали оба сенсора в одинаковых условиях, но от более новой кропнутой камеры Nikon D500, которая должна иметь лучший сенсор чем эти две камеры и по результатам она может превзойти даже полнокадровую тестируемую камеру в плане ISO и динамического диапазона.

Сенсоры фотоаппаратов постоянно совершенствуются, и мы видим значительный прогресс именно в плане ISO и динамического диапазона. Первые полнокадровые фотоаппараты имеют характеристики по ISO и динамическому диапазону хуже по сравнению с современными кропнутыми. Поэтому, в целом, остается только глубина резкости, которая является своеобразной наследуемой особенностью работы этих двух форматов.

Остальная разница сводится к тому, какой угол обзора вам больше подходит. Какие еще прибамбасы нужны фотоаппарату? Кропнутый D500 дает 4К видео в то время как полнокадровый D610, который стоит столько же — нет. D7100 достаточно достойно выступил в соревновании с D610, а стоит в два раза меньше. Поэтому я для себя решил остаться дальше на кропнутом формате, а деньги потратить на лучшие, более качественные объективы для того чтобы получить лучшее от обоих сфер.

 

Читайте также: Полный кадр или кроп? Что больше подходит для портретной съемки

 

Автор статьи: Александер Бредли
Александер — основатель Aperture Tours (фототуры по Парижу) и проводит туры по Парижу. Профессиональный фотограф уже больше десятилетия, Александер, наслаждается съемками сюрреализма путем смешивания сказочных качеств с концептуальными образами.

Источник: www.aperturetours.com


Понравилась статья? Поделись с друзьями.