Использование объективов большого формата на цифровых фотоаппаратах

11/16/2014 - 16:33
Использование объективов большого формата

Для начала попытаюсь ответить на вопрос а собственно зачем все это нужно?
Ведь сейчас полно объективов для стандартного формата кадра 36х24 мм, которые по качеству намного лучше. Согласен, объективы рассчитанные на этот формат имеют лучшую резкость, габариты, вес и эргономику. Установка объективов большого формата на современные фотоаппараты интересна прежде всего из любопытства.

Если рассматривать историю строения объективов, то можно отметить, что самые разнообразные варианты оптических схем припадают на конец XIX — начало XX столетия, эта эпоха считается зарей фотографического искусства. Это была эпоха экспериментов и великих открытий. Тогда основным стандартом была пленка большого формата: 18х24 см, 13х18 см, 9х12 см. А в показателях качества объектива фигурировало такое понятие как кроющая способность.

Считалось чем большую площадь светового пятна имеет объектив, тем он лучше. Поскольку высокое разрешение можно было получить используя большой формат, т. к. качество фотоматериалов было не настолько совершенным. Профессионалы использовали в своей работе формат 18х24 см, а все что меньше, считалось уделом любителей.

Со средины 30-х годов все большую популярность набирает новый формат пленки — 36х24 мм. Новые объективы рассчитываются на этот формат, имеют лучшее разрешение и исправлены от ряда недостатков, присущих первому поколению объективов. Но в художественной съемке качество фотографии и художественная ценность определяется отнюдь не резкостью и хорошо исправленной от аббераций картинкой.

Качество художественного снимка оценивается субъективно, понятием «нравится» или «не нравится». Тут и возникает интерес к старым, имеющим ряд недостатков с технической точки зрения объективам. Ведь первые объективы создавались учитывая эстетические вкусы людей той эпохи — эпохи художников. Сейчас, смотря на произведения той эпохи восхищаешься благородностью картинки, чего часто недостает современным объективам, где рисунок их часто похож, и не наделен какой-то индивидуальностью.

Поэтому в современную эпоху появилось множество любителей, желающих получить какой-то индивидуальный рисунок. Я знаю фотохудожников, которые ищут объективы, наоборот имеющие ряд недостатков — ловят зайцев, искажают цветопередачу и т. п.

Искусство не имеет каких-то стандартов и средства выражения здесь безграничны. Но поскольку технология пленочной фотографии постепенно вытесняется цифрой, то возникает желание использовать объективы большого формата на цифровых фотоаппаратах. Рассмотрим некоторые особенности их использования.

Объектив большого формата, установленый на Nikon

 

Особенности использования объективов большого формата на цифровых фотоаппаратах

1. Разрешающая способность

Объективы, рассчитанные на большой формат имеют меньшую разрешающую способность. Потому что они рассчитаны на бОльшую площадь, а значит при печати негативы меньше увеличиваются или вовсе печатаются в масштабе один к одному. К примеру разрешение 36 линий имеют репродукционные объективы, которые считаются на большом формате супер резкими. В то же время объективы малого формата имеют разрешение не менее 50 линий. Если вы любите попиксельную резкость, то эти объективы не для вас. На цифре, из-за малой площади кадра они будут казаться мягкорисующими. Детальнее о размерах пленки.

2. Фокусировка
Эти объективы, как правило не имеют механизма фокусировки. Поскольку они ставились на камеры, где эту функцию выполнял мех. Поэтому, чтобы использовать их на современных камерах, нужно приспоcобить к ним механизм фокусировки — фокусировочный геликоид, макромех и т. п. Некоторые объективы могут фокусироваться за счет вращения передней линзы. Я встречал такую конструкцию на объективах Trioplan 4,5 10,5 cm, Kodar 6,3 10,5 cm, Индустар 7 3,5 10,5 см.

3. Рабочий отрезок
У этих объективов как правило большой рабочий отрезок. Так что их без проблем можно установить на любую камеру с сохранением бесконечности. Проблема решается увеличением заднего отрезка за счет макроколец и крепления объектива.

4. Просветление линз

Если объектив выпущен до 40-х годов, то он не имеет просветления, а значит имеет слабую устойчивость к контровому и боковому свету. Что проявляется в слабом контрасте изображения. Рекомендуется при съемке применять бленду. и чем больше, тем лучше. Но даже с блендой приходится подтягивать контраст в редакторе.

5. Цветопередача

Ранние объективы рассчитывались для черно-белой фотографии и могут не совсем хорошо передавать цвета. Некоторые объективы несмотря на возраст передают цвет очень хорошо, а некоторые — плохо.

6. Качество в целом

У этих объективов не обязательно будет картинка, заслуживающая внимание. Может так оказаться, что она вас не порадует. Будьте готовы к этому. поскольку всю красоту можно увидеть лишь на формате, на который рассчитан объектив. На цифре же будет работать лишь его малая центральная часть.

Уже с 30-х годов XX века в объективостроении наблюдается определенная стандартизация. Было найдено несколько удачных вариантов оптических схем, которые были хорошо исправлены от аббераций. И уже многие фирмы производили объективы по патенту какой-то определенной схемы: триплет, тессар, планар. Но если вы хотите найти объектив с какой-нибудь нестандартной ретросхемой, то стоит поискать объектив, расчитанный на большой формат.

Также смотрите статью Установка объективов большого формата на цифровую фотокамеру


Понравилась статья? Поделись с друзьями.