Кроп фактор и эффективное фокусное расстояние. Что это такое

12/16/2015 - 23:03
Кроп фактор

Понятие «Кроп фактор» (Crop Factor) появилось с появлением цифровых фотоаппаратов. Термин походит от английского слова Crop — обрезать. Первые цифровые фотокамеры из-за ограничения технических возможностей имели площадь сенсора меньше, чем размер стандартного кадра фотопленки 36х24 мм, но объективы использовались от стандартных 35 мм фотоаппаратов.

В таком случае пришлось вводить понятие кроп фактор, чтобы сопоставить фокусные расстояния, при которых получается одинаковая композиция в кадре.

Что такое кроп фактор? Кроп фактор это множитель. Например, если площадь матрицы в полтора раза меньше кадра 35мм пленки (полный кадр), то кроп фактор соответственно будет равняться 1,5.

Так, например для фотоаппаратов Nikon DX кроп фактор составляет 1,5, а значит при съемке объективом с фокусным расстоянием 50 мм, по сравнению с использованием того же объектива на полном кадре, происходит уменьшение поля зрения и композиция в кадре будет соответствовать (50x1.5) 75 мм объективу на полном кадре.

С уменьшением размера матрицы, при использовании объектива с одним и тем же фокусным расстоянием, меняется угол обзора и соответственно композиция.

 

Эффективное фокусное расстояние (ЭФР)

Чтобы скомпоновать тот же кадр на малом формате требуется объектив с меньшим фокусным расстоянием. Отсюда происходит понятие «Эффективное фокусное расстояние» (ЭФР). Например широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 35 мм на полном кадре, при установке на фотоаппарат с APS-C матрицей превращается в 50 мм объектив. А телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм, превращается в 300 мм.

Но не нужно путать понятие ЭФР с реальным фокусным расстоянием. При увеличении кроп фактора меняется угол обзора и соответственно композиция кадра, но оптическое приближение при этом остается то же. Это равнозначно тому, если бы вы обрезали в редакторе фотографию, сделанную полнокадровым фотоаппаратом до размера кропнутой матрицы.

 

Эквивалентная резкостная диафрагма

Чем ближе объект, на который наведен фокус, тем меньше становится глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Применимо к кроп фактору, чтобы получить одинаковыю композицию на кропнутой матрице, при одинаковом фокусном расстоянии объектива мы должны отойти дальше от объекта съемки. А за счет этого меняется и ГРИП, она становится шире. Чтобы сопоставить эти значения ввели понятие «Эквивалентная резкостная диафрагма». Но это относительная и неточная величина. ГРИП увеличивается, но резкость остается такой же. В то время как на полном кадре, прикрывая диафрагмы, мы получаем резче снимок.

Чем меньше размер матрицы, тем короткофокуснее объектив используется и тем сложнее добиться маленькой ГРИП. Это одна из причин, почему на мыльницах и суперзумах очень сложно отделить объект от фона и получить красивое боке. Но в то же время легче добиться большой ГРИП в макросъемке.

 

Размеры матриц фотоаппаратов и их кроп фактор

Ввиду того, что сенсор большой площади сложно изготовить, производители пошли путем уменьшения площади и увеличения количества пикселей (разрешения) матрицы. Это требует соответственного пересчета объективов. Сейчас уже существует множество стандартных размеров матриц, меньших за кадр 36х24 мм, приведу самые распространенные из них:

Тип матрицы Физический размер Соотношение сторон Кроп фактор Фотоаппараты
Full Frame 36 x 24 мм 3:2 1 полнокадровые
APS-H 28,1 × 18,7 мм 3:2 1,28 Canon EOS-1D
APS-C 23,7 × 15,6 мм 3:2 1,5 Nikon DX
APS-C 22,3 × 14,9 мм 3:2 1,6 Canon EF-S
4/3" 17,3 × 13 мм 4:3 2 Olympus Digital
1" 13,2 × 8,8 мм 3:2 2,7 Nikon CX
1/2,3” 6,4 × 4,8 мм 4:3 5.6 суперзумы
1/2,5" 5,8 × 4,3 мм 4:3 6,2 суперзумы

Соответственно, для матриц таких маленьких рамеров рассчитываются объективы, дающие высокое оптическое разрешение, но имеющие малую площадь покрытия.

Ранее, в пленочную эпоху также существовала пленка с размерами менее 35 мм. Например были любительские фотоаппараты с размером кадра в два раза меньшим стандартного 35 мм, такие как Olympus Pen. Также существует формат 16 мм, он широко использовался в киносъемаочной аппаратуре. Объективы от этих систем можно устанавливать на цифровые фотоаппараты с подходящими для этого размероми матриц.


Понравилась статья? Поделись с друзьями.




Аватар пользователя Геннадий
Всё же вопрос у меня остался - какой объєктив другой можно приспособить (с чего?), что бы заменить штатный у фотоапарата Nikon Coolpix L25 с целью увеличить ZOOM съёмки ?
Аватар пользователя Иван К
Тут вся сложность в том, что воспримет ли камера другой объектив. Если эту проблему решить, то подойдет любой объектив с фокусным расстоянием более чем 20 мм, можно поискать что-то из объективов c-mount, от кинокамер которые имеют меньший размер в сравнении с обычными фотообъективами.
Аватар пользователя АлександрЪ
Ваня ,ну какая чушь! Ну где вы этого начитались? У идиота неуча Медведева,у Агеева? Два идиота недоучки засрали весь интернет своими опусами проЭФР! И вы туда же? Для просветления прочти http://photokiss.org.ua/2008/11/ekvivalentnaya-svetosila/ и продолжение http://photokiss.org.ua/2009/02/ekvivalentnaya-svetosila-nanosit-otvetnyj-udar/ Эквивалентная резкостная диафрагма ...В общем, если вам кто-то начнет рассказывать об эквивалентной светосиле, знайте: перед вами эквивалентный фотограф с эквивалентным фотоаппаратом. И снимки у него, скорее всего, тоже эквивалентные.....
Аватар пользователя АлександрЪ
Эффективное фокусное расстояние (ЭФР) Такого термина в оптике не существует. Эквивалентное фокусное расстояние это условное понятие и определяет оно только "сКока влезет в кадр" ВсЁ! Применение объективов для 35мм кадра на кадре формата APS-C делает его несколько перфектным ,то есть несколько улучшает свойства кадра. Снижается в разы виньетирование,дисторсия на кадре, в следствии обрезки периферии. Картинка чище по разрешению.
Добавить комментарий